вторник, 26 января 2016 г.

Презентация опыта аттестующихся учителей химии и биологии

Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии. Из опыта работы Иовно Л.В., учителя химии МОШ я-Ш ступеней №12

Проектная деятельность на уроках химии. Из опыта работы Иовно Л.В., учителя химии МОШ я-Ш ступеней №12

Формирование познавательной компетентности на уроках химии. Из опыта работы Дмитренко Э.Б., учителя химии МОШ Я-Ш ступеней №99


Использование современных образовательных технологий на уроках биологии. Из опыта работы Ховдей З.И., учителя биологии МОШ Я-Ш ступеней №2


Развитие критического мышления на уроках химии в школе. Из опыта работы Федуловой Ю.Е., учителя химии МОШ я с с С С-III ступеней №62

среда, 20 января 2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению муниципального этапа Республиканской олимпиады школьников и І этапа Республиканской олимпиады для обучающихся Республиканских лицеев-интернатов Министерства образования и науки ДНР по химии в 2015/2016 учебном году

Согласно приказу МОН ДНР от 26.11.2015 № 827 «Об утверждении Условий проведения І, ІІ, ІІІ этапов Республиканской олимпиады школьников в Донецкой Народной Республике и организации І и ІІ этапов предметных олимпиад» муниципальный этап Республиканской олимпиады школьников и І этап Республиканской олимпиады школьников для обучающихся Республиканских лицеев-интернатов МОН ДНР по химии состоится 24 января 2016 года.

Порядок проведения
Олимпиада проводится для школьников 8-11 классов.
Рекомендуемая продолжительность олимпиады: 3 часа.
Начало олимпиады в 9.00.
Участниками муниципального этапа Республиканской ученической олимпиады могут быть победители и призеры школьного этапа олимпиады, набравшие необходимое для участия в муниципальном этапе олимпиады количество баллов, установленное организатором муниципального этапа олимпиады. Кроме того, победители и призеры республиканского этапа обучающей дистанционной олимпиады 2014-2015 учебного года, желающие принять участие в Республиканской олимпиаде школьников текущего года, обязательно участвуют в муниципальном этапе (инструктивное письмо МОН ДНР № 5614 от 08.12.15 г.).
Согласно п.36 Условий проведения І, ІІ, ІІІ этапов Республиканской олимпиады школьников в ДНР, участники школьного этапа олимпиады вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае прохождения на последующие этапы олимпиады, данные участники выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса, который они выбрали на школьном этапе олимпиады.
Во время олимпиады участники:
       должны соблюдать установленный порядок проведения олимпиады и следовать указаниям организаторов;
       не имеют права общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории;
       не вправе пользоваться средствами коммуникации (мобильной, компьютерной);
       могут пользоваться:
- простым калькулятором,
- таблицей растворимости химических элементов,

- периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.

пятница, 30 октября 2015 г.

Какие дидактико-методические умения необходимы учителю биологии для управления познавательной деятельностью учащихся в процессе формирования биологических понятий?

Внедряем новые стандарты!

Биология как учебный предмет - это система понятий, которые развиваются в логической последовательности и находятся во взаимосвязи. Поэтому качество биологической подготовки современного ученика во многом определяется качеством усвоения ведущих биологических понятий. Это определяет необходимость специально организованной познавательной деятельности учащихся в процессе формирования биологических понятий разного уровня обобщения.

Важной составляющей готовности учителя биологии к профессиональной деятельности являются дидактико-методические умения управлять познавательной деятельностью учащихся в процессе формирования биологических понятий.

  1. Определять начальный уровень сформированности понятийной базы учащихся.
  2. Планировать работу учащихся с понятиями, включая специфические особенности разных групп биологических понятий.
  3. Анализировать содержание учебного предмета, направленное на формирование понятийного аппарата.
  4. Выделять «узловые» понятия, устанавливать связи и отношения между ними.
  5. Осуществлять символико-графическое воспроизведение содержания и структуры биологических понятий.
  6. Использовать рациональные методы и приёмы формирования понятий.
  7. Разрабатывать системы познавательных заданий (от репродуктивных до творческих).
  8. Анализировать результаты своей работы по организации познавательной деятельности учащихся.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин

пятница, 4 сентября 2015 г.

Оформление лабораторных/практических работ 

по биологии


Рабочая тетрадь по биологии – это тетрадь в клетку, толщиной 24-48 листов. В рабочих тетрадях по биологии оформляются все письменные работы, предусмотренные на уроке, или домашние задания, а также лабораторные/практические работы.

Количество и назначение ученических тетрадей по биологии

Для выполнения всех видов письменных работ у учащихся могут быть следующие тетради:
  1. рабочая тетрадь, где выполняются письменные работы, в том числе лабораторные/практические работы, домашние задания;
  2. тетрадь для контроля знаний, где выполняются тестовые задания, проверочные контрольные работы;
  3. на усмотрение учителя возможно наличие отдельной тетради/альбома для лабораторных и практических работ.
Наряду с обычными тетрадями разрешается использовать специальные рабочие тетради на печатной основе.

Правила оформления лабораторной или практической работы по биологии.
  1. Оформление лабораторных и практических работ осуществляется в соответствующей тетради или специальных альбомах.
  2. Посередине строки записывают номер лабораторной/практической работы. Далее каждый раз с новой строки записывают тему, цель и оборудование. После строки «Ход работы» коротко поэтапно описывается выполнение работы (наличие инструктивной карточки обязательно)*.
  3. Если в ходе работы задается вопрос, то записывается ответ, если требуется оформить рисунок, заполнить таблицу, то соответственно выполняется рисунок или заполняется таблица.
  4. Рисунки в работе (если они предусмотрены заданиями работы) должны быть выполнены в соответствии с требованиями методических приёмов рисования научного рисунка**.
  5. Таблицы заполняются четко и аккуратно. Она должна занимать всю ширину страницы тетради.
  6. Схемы должны быть крупными и четкими, выполненными простым карандашом (допускается использование цветных карандашей), содержать только главные, наиболее характерные особенности, детали.
  7. Ответы на вопросы должны быть аргументированы; ответы типа «да» или «нет» не приемлемы.
  8. В конце каждой лабораторной работы обязательно записывается вывод по итогам выполненной работы.
Лабораторные/практические работы по биологии проводятся согласно календарно-тематическому планированию в соответствии с требованиями учебной программы по биологии. 

*Инструктивная карточка (пример)
 
Лабораторная работа №___
Изучение строения (внешнего и внутреннего) клубня картофеля
Цель: изучить строение клубня картофеля; доказать, что клубень – это видоизменённый побег.
Материалы и оборудование: клубни картофеля, раствор Люголя, скальпель, препаровальная игла, пипетка, лупа.

Ход работы
  1. Рассмотрите клубень картофеля, найдите углубления с почками (глазки), рубцы от листочков, след от столона.
  2. С помощью лупы рассмотрите почки. Определите, где почек больше, у основания (со стороны столона) или у верхушки. Найдите верхушечную почку.
  3. Зарисуйте внешний вид клубня, сделайте обозначения.
  4. Сделайте тонкий поперечный срез клубня. Рассмотрите его на свет. Сколько в клубне хорошо различимых слоёв? Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом типичного стебля. Зарисуйте схему поперечных срезов этих двух объектов. Отметьте на рисунке общие для них части.
  5. На срез клубня нанесите каплю раствора Люголя (йода). Отметьте, как изменилась его окраска. Какие вещества содержатся в клубне, какую функцию в связи с этим клубень выполняет?
  6. Сделайте вывод о том, почему клубень представляет собой видоизменённый побег.
Вывод:_______________________________________________________ 

**Методические приёмы выполнения научного рисунка 

На лабораторных/практических занятиях важную роль играет биологический рисунок. Как учебное средство рисунок развивает умение наблюдать объект, выделять существенные его черты и в то же время подмечать детали. Изображение объекта и выполнение подписей к рисунку способствуют прочному усвоению знаний о строении биологического объекта.

Казалось бы, в этом качестве предпочтительнее фотография, тем более что в последнее время техника фотографирования вместе с компьютерными технологиями позволяет получать качественные фотографии практически любых биологических объектов. Тем не менее, рисунок сохраняет свою роль в научном исследовании.

Биологический рисунок должен иметь размер не меньше, чем 6х6 см. Не обязательно рисовать все, что видно в микроскоп, достаточно зарисовать небольшой фрагмент. 

Рисунки должны располагаться на левой стороне страницы тетради, подпись (название) рисунка – внизу. Все рисунки должны иметь обозначения составных частей, структурных компонентов и т.п. Эти обозначения можно делать на горизонтальных линиях, от которых при помощи линейки проведены указывающие линии к соответствующим частям рисунка. Указывающие линии не должны пересекаться.

Если подписей много, их можно заменить цифрами. В этом случае рядом с рисунком или под ним составляется «легенда», в которой цифры расшифровываются.

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания
Отдел естественных дисциплин