четверг, 16 ноября 2017 г.

14.11.2017
Практический семинар
Эффективное целеполагание при планировании уроков биологии и химии в соответствии с требованиями ГОС



Сравнение слов-ориентиров для определения целей урока.
Традиционный («знаниевый») подход
Компетентностный подход
Понимать требования
Научить формулировать цель
Знать (сформировать знание о …)
Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему)
Научить работать с различными источниками знаний
Научить выбирать источники знаний
Систематизировать
Научить систематизировать
Обобщать
Научить выявлять общее и особенное
Научить выполнять определенные действия (сформировать умения)
Научить выбирать способы решения
Оценить
Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке
Закрепить
Модифицировать, перегруппировать, научить применять
Проверить
Научить приемам самоконтроля
Проанализировать (ошибки, достижения учащихся)
Сформировать способность к самооценке


Цели современного учебного занятия
Личностные цели.
Развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету; развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
Помочь осознать … (содействовать осознанию …)
Ø  социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;
Ø  ценность совместной деятельности.
Метапредметные цели.
Развитие интеллектуальной культуры
Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)
Ø  анализировать …
Ø  сравнивать …
Ø  выделять главное ы …
Ø  классифицировать … .
Развитие исследовательской культуры
Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)
Ø  использовать научные методы познания …
Ø  формулировать проблемы …
Ø  предлагать пути решения проблем …
Развитие культуры самоуправления учебной деятельностью
Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)
Ø  ставить цели;
Ø  планировать свою деятельность, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
Ø  осуществлять самоконтроль-самооценку-самокоррекцию.
Развитие информационной культуры
Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)
Ø  структурировать информацию;
Ø  составлять простой и сложный план;
Ø  и т.д.
Развитие коммуникативной культуры
Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)
Ø  общаться;
Ø  диалогической и монологической речи;
Ø  сознательной ориентации учащихся на позиции других людей;
Ø  слушать и вступать в диалог;
Ø  участие в коллективном обсуждении;
Ø  выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Развитие рефлексивной культуры
Создать условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений …)
Ø  отстраниться, занять любую из возможных позиций по отношению к своей или чужой деятельности как целого.
        
Основные категории учебных целей
Характеристика
целей
Ключевые слова для постановки целей
Образовательная
Формирование программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения.
Повторить, дать определение,  познакомить, описать, объяснить,  демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить.
Развивающая
Формирование двигательной (моторики), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной координации; развитие навыков письма, речевых навыков, развитие мыслительных операций.
Обеспечить развитие, способствовать формированию умений.
Воспитательная
Формирование эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств.
Обеспечить, содействовать формированию, стимулировать.

Цель урока (локальная цель) начинают формулировать с глагола в неопределённой форме.
Цель должна включать в себя:
1)предмет – это объект воздействия, то на что воздействует педагог, то что формируется педагогом, то над чем работает педагог;
2)средство  отражает каким образом происходит это воздействие, т.е. средства достижения цели;
3)конечный результат – это конкретное знание, умение , которому хотят научить детей (обязательно проверяемый с помощью конкретного инструментария);
4)способ действия.
Например: «Развивать умение составлять рассказ с опорой на сюжетные картинки»
Предмет – умение составлять рассказ
Средство – процесс составления рассказа 
Результат (проверяемый) – составленный обучающимся рассказ
Способ – опора на сюжетные картинки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий