14.11.2017
Практический семинар
Эффективное целеполагание при планировании уроков биологии и химии в соответствии с требованиями ГОС
Практический семинар
Эффективное целеполагание при планировании уроков биологии и химии в соответствии с требованиями ГОС
Сравнение слов-ориентиров для определения целей урока.
Традиционный («знаниевый») подход
|
Компетентностный подход
|
Понимать
требования
|
Научить
формулировать цель
|
Знать
(сформировать знание о …)
|
Сформировать
потребность в знаниях (видеть проблему)
|
Научить
работать с различными источниками знаний
|
Научить
выбирать источники знаний
|
Систематизировать
|
Научить
систематизировать
|
Обобщать
|
Научить
выявлять общее и особенное
|
Научить
выполнять определенные действия (сформировать умения)
|
Научить
выбирать способы решения
|
Оценить
|
Сформировать
критерии оценки, способность к независимой оценке
|
Закрепить
|
Модифицировать,
перегруппировать, научить применять
|
Проверить
|
Научить
приемам самоконтроля
|
Проанализировать
(ошибки, достижения учащихся)
|
Сформировать
способность к самооценке
|
Цели современного учебного занятия
Личностные цели.
Развитие личностно-смыслового отношения к учебному
предмету; развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:
Помочь
осознать … (содействовать
осознанию …)
Ø социальную, практическую и
личностную значимость учебного материала;
Ø ценность совместной деятельности.
Метапредметные цели.
Развитие интеллектуальной культуры
Создать
условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений
…)
Ø анализировать …
Ø сравнивать …
Ø выделять главное ы …
Ø классифицировать … .
Развитие исследовательской культуры
Создать
условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений
…)
Ø использовать научные методы познания
…
Ø формулировать проблемы …
Ø предлагать пути решения проблем …
Развитие культуры самоуправления
учебной деятельностью
Создать
условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений
…)
Ø ставить цели;
Ø планировать свою деятельность,
искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
Ø осуществлять
самоконтроль-самооценку-самокоррекцию.
Развитие информационной культуры
Создать
условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений
…)
Ø структурировать информацию;
Ø составлять простой и сложный план;
Ø и т.д.
Развитие коммуникативной культуры
Создать
условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений
…)
Ø общаться;
Ø диалогической и монологической речи;
Ø сознательной ориентации учащихся на
позиции других людей;
Ø слушать и вступать в диалог;
Ø участие в коллективном обсуждении;
Ø выражать свои мысли с достаточной
полнотой и точностью.
Развитие рефлексивной культуры
Создать
условия для развития умений … (содействовать развитию умений …, обеспечить развитие умений
…)
Ø отстраниться, занять любую из
возможных позиций по отношению к своей или чужой деятельности как целого.
Основные категории учебных целей
|
Характеристика
целей
|
Ключевые слова для постановки целей
|
Образовательная
|
Формирование
программных знаний и умений на уровне знания, понимания, применения.
|
Повторить,
дать определение, познакомить, описать, объяснить,
демонстрировать, использовать, проконтролировать, обеспечить, закрепить.
|
Развивающая
|
Формирование
двигательной (моторики), манипулятивной деятельности, нервно-мышечной
координации; развитие навыков письма, речевых навыков, развитие мыслительных
операций.
|
Обеспечить
развитие, способствовать формированию умений.
|
Воспитательная
|
Формирование
эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира, формирование
интересов и склонностей, переживание тех или иных чувств.
|
Обеспечить,
содействовать формированию, стимулировать.
|
Цель урока (локальная цель) начинают
формулировать с глагола в неопределённой форме.
Цель должна включать в себя:
1)предмет – это объект воздействия, то на что воздействует педагог, то что формируется педагогом, то над чем работает педагог;
2)средство отражает каким образом происходит это воздействие, т.е. средства достижения цели;
3)конечный результат – это конкретное знание, умение , которому хотят научить детей (обязательно проверяемый с помощью конкретного инструментария);
4)способ действия.
Например: «Развивать умение составлять рассказ с опорой на сюжетные картинки»
Предмет – умение составлять рассказ
Средство – процесс составления рассказа
Результат (проверяемый) – составленный обучающимся рассказ
Способ – опора на сюжетные картинки.
Цель должна включать в себя:
1)предмет – это объект воздействия, то на что воздействует педагог, то что формируется педагогом, то над чем работает педагог;
2)средство отражает каким образом происходит это воздействие, т.е. средства достижения цели;
3)конечный результат – это конкретное знание, умение , которому хотят научить детей (обязательно проверяемый с помощью конкретного инструментария);
4)способ действия.
Например: «Развивать умение составлять рассказ с опорой на сюжетные картинки»
Предмет – умение составлять рассказ
Средство – процесс составления рассказа
Результат (проверяемый) – составленный обучающимся рассказ
Способ – опора на сюжетные картинки.
Комментариев нет:
Отправить комментарий